Функциональная грамотность

Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования

Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.

Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.

При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.

С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/;

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti.

https://edsoo.ru/Instruktivnie_materiali_.htm — Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ https://www.youtube.com/watch?v=WOH_hzxugHk — Видеоинструкция для педагога и учеников по участию в диагностике функциональной грамотности  

Федеральный уровень:

Указ президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Указ президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Распоряжение Министерство просвещения Российской Федерации от 12.01.2021 г. №Р-6 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей»

Письмо Министерство просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 г. №ТВ-94/04 «об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Министерство просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. №04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Приказ Министерство просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Министерство просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Региональный уровень:

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 01.12.2021 г. №3590 «О внесении изменения в приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 21 сентября 2021 г. № 2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края»

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 21.09.2021 г. №2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края»

Муниципальный уровень:

Приказ Управления по образованию и науке администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи от 27.11.2020 г. №1258 «Об утверждении перечня мероприятий по повышению качества обучения функциональной грамотности в общеобразовательных организациях города Сочи в 2020-2021 учебном году»

Приказ Управления по образованию и науке администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи от 06.12. 2021 г. №1712 «О внесении изменения в приказ управления по образованию и науке администрации муниципального образования городской округ город- курорт Сочи от 01 12.2021 № 3590 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»

Документы МОБУ гимназии №76:

Приказ МОБУ гимназии №76 от13.10.2021 г. №436 «О создании рабочей группы в целях реализации плана мероприятий (дорожной карты) по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся МОБУ гимназии №76,направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год ЭЦП

План мероприятий мероприятий (дорожная карта), направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 20212022 учебный год в МОБУ гимназии №76

Приказ МОБУ гимназии №76 от18.10.2021 г. №438 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021 -2022 учебный год ЭЦП

Приказ МОБУ гимназии №76 от 07.12.2021 г. №489 «О внесении изменения в приказ от 18.10.2021 г. № 438 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021 -2022 учебный год»

План мероприятий мероприятий (дорожная карта), направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 20212022 учебный год в МОБУ гимназии №76 (с изменениями)